Роман Шелехов, руководитель группы развития корпоративных электронных каналов в Банке ВТБ и магистр Гильдии вольных проектировщиков, специально для «Нетологии» адаптировал статью Paul van Oijen о визуализации требований к анимации.
«Анимация заряжает интерфейс энергией и позволяет пользователю узнать, что происходит до, во время и после действия» — IBM
Сегодня динамика — неотъемлемая часть дизайна. Интерактивный дизайн больше не прерогатива аниматоров или специалистов по визуальным эффектам. Крупные компании, такие как Google и IBM, рассматривают проектирование анимации как ключевую часть своих методологических рекомендаций по дизайну.
Дизайнеры по всему миру осознали, что анимация — нечто большее, нежели причудливое дополнение к создаваемому интерфейсу. Это невероятно мощный инструмент, который сопровождает и направляет пользователя по необходимому маршруту внутри интерфейса.
Заполняем пробелы в знаниях
Использование интерактивного дизайна существенно улучшает пользовательский опыт. Именно поэтому стартовые страницы дизайн-ориентированных сайтов наполнены GIF-анимацией и большим количеством анимированных элементов. Это вдохновляет использовать такой подход в работе над собственными проектами.
Несколько часов, а то и дней, вы тратите, усердно собирая анимированные прототипы в Principle, Flinto, After Effects или еще где-то. В конце концов, рождается потрясающая анимация, которая, как вам кажется, идеально подходит для проекта.
После экспорта вы дважды проверяете результат, чтобы убедиться, что все движется верно и с заданным темпом. Наконец, сохраняете видео в безопасном месте. Вот так просто. Получилось. Теперь всего лишь надо отправить видео разработчикам, чтобы они всё сделали в кратчайшие сроки. Отлично!
Зовёте разработчиков и вручаете им видео, которое едва ли длится дольше нескольких секунд. Возможно, добавляете к нему несколько смутных комментариев — вот и всё. Что требуется сделать?
Повторить точь-в-точь!
Вот. Это и всё, что получают разработчики. Видео или GIF-анимация плюс небольшие инструкции — это все, что у них есть, чтобы воспроизвести анимацию в интерфейсе. Неудивительно, что даже самые опытные разработчики часто не хотят работать с моушн-дизайном. Им не по душе тратить много времени, не зная, окупятся ли усилия.
В этом есть смысл. Представьте, что вам вручили кисть, немного краски, чистый холст и зернистую распечатку Пикассо. Что нужно сделать? Повторить точь-в-точь. Вам бы тоже так не понравилось, верно?
Используйте кривую анимации
Любой проектировщик или разработчик, создающий анимацию в команде, вероятнее всего, сталкивался с подобным сценарием.
Наверняка вы задавались вопросом: а как лучше передать другому специалисту требования для реализации моушн-дизайна? Отличное решение для совместной работы над проектированием и созданием анимации — это
использовать кривую анимации.
.png)
Навеяно этим потрясающим выступлением
Кривая анимации или моушн-граф — это графическое представление временной шкалы анимации. Кривая анимации — как условные знаки на карте. Это наглядная иллюстрация, которая серьезно помогает понять требования. Кривая отвечает на многие вопросы по анимации:
- Какой элемент анимируется?
- Какое свойство элемента (прозрачность, позиция, угол поворота и т.д.) изменяется?
- Когда начинается и заканчивается анимация?
- Какой вид кривой применяется?
Даже быстрый взгляд на кривую анимации дает немало информации. Это позволяет не тратить время на изучение временной шкалы тех инструментов, которые вы использовали, — ведь она может оказаться еще более запутанной.
.png)
Посмотрите на эти симпатичные кривые
(характеристики любезно предоставлены Material Design)
На практике
Видео (или GIF)

Выбор из списка вариантов
Основной инструмент описания моушн-дизайна — это видео или GIF-анимация. При передаче задачи разработчикам, так проще всего продемонстрировать желаемый результат.
Требования к анимации
.png)
Погружение в скучные подробности
Кривая — это детализация анимации, скучные подробности движения элементов. Такая наглядность помогает разработчикам понять особенности анимации и не задумываться об особенностях инструментов проектирования или временных шкалах в After Effects. Не придется постоянно стоять у разработчиков над душой, чтобы убедиться, что все идеально до последнего пикселя. Кривая определяет, как и какие элементы будут меняться, — и ни одна деталь не будет упущена.
В этом конкретном случае кривая позволяет определить несколько принципиальных вещей:
- Анимация состоит из двух отдельных частей: первая начинается с отметки 0 мс, а вторая с 250 мс.
- Используются три вида кривых для анимации объектов: «ускорение» (Ease-in), «замедление» (Ease-out) и «стандартное затухание».
- Анимация затрагивает четыре объекта: две радиокнопки (Radio Button #1 и #2), название и содержание раскрывающейся карточки (Option #2).
- Таким же образом затронуты четыре свойства объектов: заливка, прозрачность, позиция по Y и масштаб.
Если предположить, что виды кривых заданы заранее и стандартны для проекта, то разработчикам необходимо только установить начало и длительность анимации, применить вид кривой и выбрать меняющееся свойство объекта.
Кривая не покажет точные значения свойств объектов, например, изменение прозрачности от 0% до 100% или смещение позиции по Y с 450 до 550. Эти значения по-прежнему должны быть документально оформлены дизайнером и изучены разработчиком. Но использование кривых анимации куда нагляднее, чем фраза «повторите точь-в-точь».
Спасибо за внимание!
От редакции
Моушн-дизайн — перспективное направление не только в области «чистого» видео, но и в сфере проектирования интерфейсов. Двигающаяся графика оживляет интерфейс и обогащает пользовательский опыт. Как видно из статьи, компании-трендсеттеры Google и IBM включили моушн-дизайн в свои гайдлайны. Это означает, что «живые» интерфейсы будут набирать популярность и использоваться все чаще и чаще.
Чтобы научиться создавать моушн-графику и освоить профессию моушн-дизайнера, «Нетология» предлагает курс «Моушн-дизайн: графика в движении». Вы научитесь работать в программе Adobe After Effects, изучите основы композиции, колористики и типографики, овладеете основными приемами графического дизайна и сможете создавать рекламные и презентационные ролики, а также использовать моушн-дизайн в анимации интерфейсов. Записывайтесь!
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
