Лариса Кузмина, контент-маркетолог агентства интернет-маркетинга Sabit, написала статью специально для блога Нетологии о том, для чего нужна SEO-оптимизация и как ее внедрить без потерь и страха на примере Гарри Поттера. Статья участвует в конкурсе блога.
Вы подписали договор с интернет-агентством на продвижение вашего сайта. Вам все нравится: команда бодрая, аккаунт — молодец, агентство предлагает хорошие идеи. И вот приходит письмо со словами «для успешного продвижения нам нужно внести изменения на сайт…».
Программа обучения: «SEO-оптимизатор: как поднять продажи с помощью интернет-маркетинга»
Что это значит? Что у вас плохой сайт? Подрядчик все переделает? Зачем, если с сайтом все в порядке? Вам нужно за это платить?
Давайте разберемся, какие изменения может предложить агентство для SEO, для чего они нужны и почему не нужно их бояться.
Бороться со страхом? Может просто не будем открывать, а?
В каких случаях нужны изменения
- Сайт откровенно плох: устарел, сложная навигация, много ненужной информации. В этом случае нужно заняться редизайном или подумать о новом сайте.
- Сайт не подходит для рекламного трафика: не хватает преимуществ, форм обратной связи, элементов call-to-action (призыв к действию, например, кнопка «заказать»). Зачем вести пользователей туда, где связь обрывается?
- Сайт нужно доработать для продвижения в поисковой выдаче, то есть для SEO. Об этом случае и поговорим.
Какие изменения нужны для SEO
Разделим изменения на видимые и невидимые.
Невидимые изменения — это технические, они не отражаются на внешнем виде сайта. Все доработки seo-специалисты делают «внутри»:
- делают разметку,
- работают с индексацией страниц,
- удаляют дубли,
- переносят сайт на другую CMS.
Такие изменения согласовываются без проблем, владелец предоставляет все доступы и зачастую не пытается вникнуть в суть работ.
Видимые изменения: контентные и функциональные доработки. Добавление и изменение текста, фото, видео, кнопок, форм обратной связи и прочие. Такие изменения меняют внешний вид сайта, и для любого владельца это боль. Обсуждение изменений происходит «со скрипом» или заканчивается твердым «нет».
Разберем подробнее распространенные изменения, которые меняют ваш сайт: зачем они нужны и входит ли это в стоимость услуги по продвижению.
Контентные изменения
Текст. Если вы изначально не создавали сайт с учетом SEO, то, скорее всего, текст нужно доработать: сделать его уникальным, ответить на потенциальные вопросы пользователей, полностью раскрыть тему страницы, написать ряд тематических статей, которые могли бы привести целевой трафик.
Поисковые машины могут не увидеть ваш сайт по запросу «антицарапки», если на сайте вы продаете этот товар, но называете его исключительно «насадки для когтей». Поэтому агентство тщательно подбирает семантическое ядро и добавляет информацию по всем запросам на сайт.
В большинстве случаев эта работа входит в стоимость услуги по SEO. Бывают ситуации, когда нужно делать много информационных материалов, например, для продвижения блога на медицинскую тематику. В этом случае написание текста может идти отдельным бюджетом.
Картинки. Картинки, фотографии или галереи изображений есть на большинстве сайтов.
Как и текст, изображения требуют оптимизации: они должны быть уникальными, большого размера, связаны по смыслу с текстом, с прописанными заголовками и подписями. Если у вас нет картинок, то рекомендуем их добавить. Также мы получим дополнительный трафик за счет появления изображений в выдаче сервисов картинок Google и «Яндекс». Этот пункт входит в базовую стоимость работ по SEO.
Видео. Самый очевидный эффект от видео на сайте — улучшение поведенческих факторов: пользователи проведут больше времени на сайте, процент отказов будет меньше. Если видео уникальное и соответствует содержимому страницы, ее проще вывести в топ.
Добавьте на страницу с описанием товара видеоинструкцию по его использованию и ваша страница, при прочих равных, обгонит в выдаче конкурентов, которые не используют видео. Плюс, чем больше знает о товаре клиент, тем проще ему принять решение о покупке.
Заложите дополнительный бюджет, чтобы снять уникальное видео.
Каталог. Если вы продвигаете интернет-магазин, изучите каталог конкурентов. Если у них больше позиций, шире ассортимент, то ваши шансы на позиции в топе малы.
Это все, что было у них на сайте?
Нужно наполнить каталог: добавить карточки всех имеющихся товаров, добавить оптимизированные описания, уникальные фотографии товаров, цены, информацию об оплате и доставке, дополнительные блоки кросс-продаж «с этим товаром часто покупают». Чем больше товаров в каталоге, тем вероятнее пользователь найдет необходимое, и поисковая машина покажет такой сайт выше.
Интернет-магазину важно иметь корректно работающую корзину и возможность купить товар в один клик.
Работа с каталогом не входит в стоимость SEO, вы можете наполнить каталог из собственной базы с учетом рекомендаций агентства или отдать эту работу агентству за отдельную плату.
Блог. Поисковые системы ценят «свежий» контент. Публикация новых постов в блоге — самый простой способ создания «свежего» контента. Регулярно публикуйте в блоге качественный авторский контент на актуальные темы и получайте приток органического трафика.
Блог выстраивает доверие между брендом и читателями.
Рекомендуем вести блог самостоятельно, как эксперту в области, и обращаться за доработками к seo-специалисту. Можно заказывать статьи у хорошего копирайтера за отдельную плату.
Функциональные изменения
Структура сайта. На сайте должна быть информация по всем поисковым запросам. Иногда для этого нужно добавить новые страницы или целые разделы. Но недостаточно добавить нужную информацию: ее нужно структурировать так, чтобы пользователю было удобно находить искомое.
Не заблудимся…
Разделы должны содержать подразделы, чтобы ответить на все вопросы пользователя, у них должны быть простые и понятные названия. Навигация по разделам должна быть простой и очевидной.
Пример простой и понятной структуры интернет-магазина автозапчастей
Пример неудачной структуры сайта в аналогичной тематике
Работа над структурой заложена в стоимость услуги и разбивается на несколько этапов (месяцев) ввиду объема работ.
Онлайн-чат. Онлайн-консультант на сайте показывает, что сайт ориентирован на удобство пользователя.
Удобный для пользователя сайт = сайт на хорошем счету у «поисковиков».
Общаясь с потенциальным клиентом в онлайн-чате, вы удерживаете его на странице — это положительно оценивается поисковыми системами и, вкупе с другими факторами, влияет на позиции сайта в выдаче. Бонус: в онлайн-чате можно продавать клиентам товары и услуги напрямую.
Я знаю, что с вами делать!
Внедрить онлайн-консультанта на сайт можно самостоятельно или с помощью агентства. Также нужно заложить ежемесячную стоимость сервиса. Например, JivoSite просит 477 рублей в месяц за профессиональный тариф. При этом у него есть и бесплатные тарифы с приличным функционалом.
Юзабилити. Привлекательный дизайн, удобная навигация, интуитивный интерфейс — на таком сайте пользователи проявляют активность. Они проводят на сайте много времени, делятся контентом, добавляют страницы в закладки и возвращаются на сайт снова.
Подскажите пользователю в конце статьи, что этим материалом можно поделиться в соцсетях небольшим всплывающим окном, и кто-нибудь обязательно сделает репост. Поисковые системы заметят такое поведение и повысят оценку вашего сайта.
Агентство может дать вам рекомендации по улучшению юзабилити, внедрять их или нет — ваше решение. Такие работы могут частично входить в стоимость работ по SEO, все зависит от их количества и сложности, а также от бюджета проекта. В практике считается абсолютно нормальным делать работы по юзабилити за отдельный бюджет.
Адаптация под мобильные устройства. Значительная доля трафика идет с мобильных устройств, поэтому поисковые системы проявляют дружественность к сайтам, адаптированным под мобильные устройства. Этот пункт не входит в стоимость продвижения, так как это отдельная объемная работа веб-специалиста, а не специалиста по SEO.
«Понятно, что это нужно и важно, но мой сайт такой красивый…»
Не бойтесь изменений: над вашим сайтом будут работать специалисты по продвижению, дизайнер и копирайтер. У вас всегда есть возможность согласовать картинки и каждую запятую — все появится на сайте только после вашего 100% одобрения.
Все будет хорошо, ты только не бойся
Мы рекомендуем вам работать в связке с агентством: помогите ему подобрать картинки, оперативно согласовывайте текст, спрашивайте, если чего-то не понимаете. При таком взаимодействии процесс будет прозрачным, а результаты продвижения появятся быстро.
Подготовьте себя к продвижению
Посмотрите на свой сайт со стороны: как его видят поисковая система и потенциальный клиент? Там есть нужная информация? Клиенту легко добраться до интересующего товара или услуги? Если нет, будьте готовы к тому, чтобы добавить текст и работать с юзабилити.
То чувство, когда ты в топе по высокочастотникам
Какое наполнение у ваших конкурентов? Больше товаров в каталоге? Есть формы обратной связи, калькулятор, онлайн-чат? Чтобы не просто догнать конкурента по наполнению сайта, но и обогнать.
Читать дальше: «Кто такие веб-мастера и зачем они нужны»
Есть необходимые изменения, и без них никак. Если не согласовывать предложения агентства или растягивать этот процесс, то сайт будет сложнее вывести в топ или вовсе не получится.
Есть изменения и рекомендательного характера, реализовать которые можно постепенно: закладывайте комфортный бюджет из месяца в месяц и покоряйте топ и сердца клиентов.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.