Старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли Игорь Чириков рассказал на своей странице в Facebook о том, что на самом деле не так с лучшими университетами мира. А мы делимся с вами.

Парадокс лучших университетов: почему Гарвард, Йель и Стэнфорд переоценены

Игорь Чириков

Старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли

В сфере высшего образования много парадоксов, но один из главных — это парадокс лучших университетов. В общепринятом понимании лучшие университеты — это университеты престижные и богатые. Благодаря своей репутации и связям, они способны привлекать наибольшее количество ресурсов — от государства или частных доноров, нанимать лучших преподавателей и строить самые дорогие кампусы. При этом в лучшие университеты самый большой конкурс, а значит, туда приходят наиболее подготовленные студенты. Парадокс в том, что учить настолько подготовленных студентов в целом легче, чем тех, кто в школе показывал результаты хуже. На них нужно меньше, а не больше ресурсов, а по факту получается наоборот.

Важно и то, что у более подготовленных студентов лучше развиты навыки самостоятельного обучения, и как показывают исследования, они чаще оказываются из более обеспеченных семей. А значит, эти студенты могут задействовать ещё и собственные ресурсы на репетиторов и дополнительные курсы в процессе обучения. По этим же причинам таким студентам легче найти более престижную работу, поэтому у них будет больше ресурсов на поддержку своих университетов после выпуска — в виде пожертвований или лоббирования интересов. Так богатые университеты становятся ещё богаче.

Парадокс лучших университетов: почему Гарвард, Йель и Стэнфорд переоценены
Распределение результатов американских вступительных экзаменов ACT по уровню дохода семьи: чем выше доход семьи, тем лучше выпускники сдают экзамен. Источник: Jon Boeckenstedt, Some Final Thoughts on the SAT and ACT

Менее подготовленные и менее обеспеченные студенты оказываются в менее обеспеченных университетах. Эти университеты работают с более трудным контингентом и обладают меньшими ресурсами.

Казалось бы, лучшие университеты должны добиваться того, чтобы их выпускники не просто освоили учебную программу, но и построили карьеру успешнее, чем их родители.

В США уже несколько лет публикуется рейтинг по вкладу университетов в социально-экономическую мобильность. Он показывает, в какой степени вузы способны увеличить заработки своих выпускников по сравнению с заработками их родителей. Гарвард, Йель и Стэнфорд, например, не входят и в первую тысячу этого рейтинга. На первом месте Барухский колледж в системе городского университета Нью-Йорка (CUNY), а дальше много университетов системы California State University.

Хочется верить, что такого рода рейтинги и исследования вклада университетов в социально-экономическую мобильность привлекут внимание к тем вузам, которые с меньшими ресурсами дают больший импакт, и им удастся улучшить своё положение.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Парадокс лучших университетов: почему Гарвард, Йель и Стэнфорд переоценены

Игорь Чириков

Старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 1

Телеграм Нетологии
 

Добавить комментарий


Помогла статья? Оцените её!
0 из 5. Общее количество голосов - 0