Мария Коновалова, продюсер-методист в EdMarket, разбирается в форматах онлайн-обучения и рассказывает, как выбрать подходящий. Если вы хотите запустить курс, но не знаете, в каком именно формате, этот материал может быть вам полезен.

Форматы онлайн-обучения: какие бывают и как выбрать

Мария Коновалова

Продюсер-методист в EdMarket

Привет! Меня зовут Мария и у меня есть хобби — искать и тестировать новые форматы в онлайн-образовании. Скучно вести вебинары год за годом, когда вокруг столько возможностей сделать онлайн-занятия интересными и яркими.

Но сразу скажу, что подбор формата точно не первый шаг, с которого нужно начинать строить онлайн-курс.

Что нужно сделать перед выбором формата онлайн-обучения

Как ни странно, выбор формата начинается не с самих форматов 🙂 Перед этим следует выполнить несколько шагов:

  • Изучить целевую аудиторию: планируется обучать мужчин или женщин, какого они возраста, чем занимаются, сколько могут тратить времени на занятия, как привыкли учиться.
  • Определить финальный результат: чему в итоге научится студент после прохождения курса.
  • Прописать шаги, с помощью которых человек достигнет этих изменений: что студент должен сделать и узнать, чтобы получить профессию.
  • Выбрать подход, который будет использоваться в курсе: как будут учиться люди — в группах или индивидуально, их ожидают теоретические занятия или практические.

Ответы на эти вопросы позволят подобрать формат, который поможет решать учебные задачи и вести слушателей курса к хорошим результатам.

Форматы онлайн-обучения: какие бывают и как выбрать
Чтобы выбрать формат, нужно сначала определить цели и задачи курса, а также подход и вид обучения

Какие бывают форматы онлайн-обучения

Есть очень много классификаций форматов в онлайн-образовании, но я расскажу про ту, которой пользуюсь сама. На её создание меня вдохновила цитата Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

Согласно этой мудрости, предлагаю разделить форматы на два типа: теоретические и практические.

Форматы онлайн-обучения: какие бывают и как выбрать

Теория

  • «Я говорю, ты слушаешь»: сюда относятся любые форматы, где эксперт передаёт информацию, а студент её воспринимает и запоминает.
  • «Я делаю, ты смотришь»: здесь эксперт не рассказывает как нужно, а показывает на практике. Студент при этом остаётся пассивным наблюдателем.

Практика

  • «Ты делаешь, я корректирую»: в этом случае студент создаёт что-то сам, а преподаватель поправляет его в процессе работы.
  • «Ты делаешь сам, я проверяю результат»: здесь преподаватель корректирует уже результат работы, а не её процесс.

Расскажу подробнее, какие форматы могут быть в каждой из этих рубрик.

«Я говорю, ты слушаешь»

Форматы, с помощью которых мы передаём информацию студенту:

  • Видео: вебинар, запись вебинара, видеоурок.
  • Анимация в виде скрайбинга или мультфильма. Этим мне нравится YouTube-канал Arzamas, его создатели как раз делают обучающие видео в формате анимации.
  • Аудио: лекции, книги, подкасты. Например, в Яндекс Музыке можно найти много интересных подкастов в разделе «Наука и образование».
  • Тексты: книги, статьи, лонгриды.
  • Визуальный материал: инфографика и интеллект-карта — их создают в сервисах вроде Miro, а также слайды.

«Я делаю, ты смотришь»

Форматы, которые позволяют показывать студенту, как выполнять то или иное действие.

Это может быть видео с действиями эксперта: скринкаст — запись экрана, виртуальная доска, как у Khan Academy, демонстрация экрана в реальном времени.

«Ты делаешь, я корректирую»

Форматы, которые помогают давать обратную связь на действия студента в момент, когда они совершаются:

  • Мастермайнд-группы, мозговые штурмы, мастер-классы — всё это можно проводить в Zoom.
  • Спарринги. Например, в формате дискуссии двоих учащихся, где преподаватель выступает рефери и даёт комментарии по ходу упражнения.
  • Интерактивные видео.
  • Игры, викторины, квизы. В них участник сразу получает обратную связь и понимает, что он сделал правильно, а где ошибся.
  • Чатботы.
  • Тренажёры: диалоговые, видеотренажёры, на запоминание. Здесь обратная связь даётся автоматически, без участия эксперта.
  • Виртуальная и дополненная реальность — самые дорогие форматы из списка.

«Ты делаешь сам, я проверяю результат»

Форматы, которые позволяют студенту действовать самостоятельно и показывать эксперту только финальный результат:

  • Групповые проекты: студенты вместе выполняют проект во время обучения и защищают его на дипломе.
  • Совместная работа с документами или интерактивной доской.

Форматы онлайн-обучения: какие бывают и как выбратьМетодист онлайн‑курсов

Узнать больше

  • Научитесь создавать качественные образовательные продукты
  • Узнаете, как применять законы сторителлинга в проектировании курса
  • Сможете выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент

В онлайн-образовании достаточно форматов, чтобы организовать качественные занятия по теории и интересную практику. Остаётся вопрос, с помощью каких инструментов можно провести урок в том или ином формате, — о них поговорим дальше.

Доступные инструменты для работы с форматами онлайн-обучения

Чтобы реализовать многие форматы, нужен большой бюджет. Так, для записи качественного видео потребуется студия, профессиональная камера, выставленный свет, услуги видеооператора. Однако добиться отличного результата можно и с минимальным бюджетом.

Вот 9 сервисов, которые можно использовать для создания разных форматов онлайн-уроков:

  • Zoom — программа для организации онлайн-конференций. С её помощью можно делать видео с экспертом и скринкасты.
  • Desygner — сервис для создания несложной анимации, презентаций.
  • Объясняшки для iPad — сервис для скрайбинга, или создания объясняющих иллюстрированных роликов.
  • Prezi — программа для сбора презентаций.
  • Tilda — с помощью этого конструктора сайтов можно верстать лонгриды.
  • Vengage — сервис для создания инфографики.
  • 4study — конструктор чатботов.
  • Learning.apps — сайт для создания тренажёров.
  • < i class='stk-reset stk-list-item' data-ce-tag='list-item'>Speaker — подкасты.

Как лучше работать с форматами

При создании курса важно помнить, что среди студентов бывают:

  • те, кто больше любит воспринимать информацию визуально, им хорошо подойдут слайды и видео,
  • те, кто больше любит воспринимать информацию на слух, они оценят подкасты и видео,
  • те, кто больше любит воспринимать информацию через прикосновения, им нужен материал для распечатки,
  • те, кто любит графики, схемы и карты.

Есть несколько вариантов, как использовать эту информацию и что делать, если на курсе собрались студенты разных модальностей:

  • Самое простое — создавать контент для преобладающей модальности. Скорее всего, это будет видео.
  • Выстраивать индивидуальные образовательные траектории, чтобы студент сам выбирал, как ему удобно учиться.
  • Дублировать информацию в разных форматах. Можно сделать аудиодорожку для вебинара, чтобы студент слушал её во время прогулки, или конспект записи с основной информацией для тех, у кого нет времени на просмотр ролика. Ваш курс станет интереснее, а студенты — счастливее 🙂

Читать также

Форматы онлайн-обучения: какие бывают и как выбратьФорматы онлайн-обучения: какие бывают и как выбрать

Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Форматы онлайн-обучения: какие бывают и как выбрать

Мария Коновалова

Продюсер-методист в EdMarket

Оцените статью

Средняя оценка 4.7 / 5. Всего проголосовало 42

Телеграм Нетологии
 

Добавить комментарий


Помогла статья? Оцените её!
0 из 5. Общее количество голосов - 0