Мария Коновалова, продюсер-методист в EdMarket, разбирается в форматах онлайн-обучения и рассказывает, как выбрать подходящий. Если вы хотите запустить курс, но не знаете, в каком именно формате, этот материал может быть вам полезен.
Привет! Меня зовут Мария и у меня есть хобби — искать и тестировать новые форматы в онлайн-образовании. Скучно вести вебинары год за годом, когда вокруг столько возможностей сделать онлайн-занятия интересными и яркими.
Но сразу скажу, что подбор формата точно не первый шаг, с которого нужно начинать строить онлайн-курс.
Что нужно сделать перед выбором формата онлайн-обучения
Как ни странно, выбор формата начинается не с самих форматов 🙂 Перед этим следует выполнить несколько шагов:
- Изучить целевую аудиторию: планируется обучать мужчин или женщин, какого они возраста, чем занимаются, сколько могут тратить времени на занятия, как привыкли учиться.
- Определить финальный результат: чему в итоге научится студент после прохождения курса.
- Прописать шаги, с помощью которых человек достигнет этих изменений: что студент должен сделать и узнать, чтобы получить профессию.
- Выбрать подход, который будет использоваться в курсе: как будут учиться люди — в группах или индивидуально, их ожидают теоретические занятия или практические.
Ответы на эти вопросы позволят подобрать формат, который поможет решать учебные задачи и вести слушателей курса к хорошим результатам.
Какие бывают форматы онлайн-обучения
Есть очень много классификаций форматов в онлайн-образовании, но я расскажу про ту, которой пользуюсь сама. На её создание меня вдохновила цитата Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Согласно этой мудрости, предлагаю разделить форматы на два типа: теоретические и практические.
Теория
- «Я говорю, ты слушаешь»: сюда относятся любые форматы, где эксперт передаёт информацию, а студент её воспринимает и запоминает.
- «Я делаю, ты смотришь»: здесь эксперт не рассказывает как нужно, а показывает на практике. Студент при этом остаётся пассивным наблюдателем.
Практика
- «Ты делаешь, я корректирую»: в этом случае студент создаёт что-то сам, а преподаватель поправляет его в процессе работы.
- «Ты делаешь сам, я проверяю результат»: здесь преподаватель корректирует уже результат работы, а не её процесс.
Расскажу подробнее, какие форматы могут быть в каждой из этих рубрик.
«Я говорю, ты слушаешь»
Форматы, с помощью которых мы передаём информацию студенту:
- Видео: вебинар, запись вебинара, видеоурок.
- Анимация в виде скрайбинга или мультфильма. Этим мне нравится YouTube-канал Arzamas, его создатели как раз делают обучающие видео в формате анимации.
- Аудио: лекции, книги, подкасты. Например, в Яндекс Музыке можно найти много интересных подкастов в разделе «Наука и образование».
- Тексты: книги, статьи, лонгриды.
- Визуальный материал: инфографика и интеллект-карта — их создают в сервисах вроде Miro, а также слайды.
«Я делаю, ты смотришь»
Форматы, которые позволяют показывать студенту, как выполнять то или иное действие.
Это может быть видео с действиями эксперта: скринкаст — запись экрана, виртуальная доска, как у Khan Academy, демонстрация экрана в реальном времени.
«Ты делаешь, я корректирую»
Форматы, которые помогают давать обратную связь на действия студента в момент, когда они совершаются:
- Мастермайнд-группы, мозговые штурмы, мастер-классы — всё это можно проводить в Zoom.
- Спарринги. Например, в формате дискуссии двоих учащихся, где преподаватель выступает рефери и даёт комментарии по ходу упражнения.
- Интерактивные видео.
- Игры, викторины, квизы. В них участник сразу получает обратную связь и понимает, что он сделал правильно, а где ошибся.
- Чатботы.
- Тренажёры: диалоговые, видеотренажёры, на запоминание. Здесь обратная связь даётся автоматически, без участия эксперта.
- Виртуальная и дополненная реальность — самые дорогие форматы из списка.
«Ты делаешь сам, я проверяю результат»
Форматы, которые позволяют студенту действовать самостоятельно и показывать эксперту только финальный результат:
- Групповые проекты: студенты вместе выполняют проект во время обучения и защищают его на дипломе.
- Совместная работа с документами или интерактивной доской.
Методист онлайн‑курсов
Узнать больше
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как применять законы сторителлинга в проектировании курса
- Сможете выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
В онлайн-образовании достаточно форматов, чтобы организовать качественные занятия по теории и интересную практику. Остаётся вопрос, с помощью каких инструментов можно провести урок в том или ином формате, — о них поговорим дальше.
Доступные инструменты для работы с форматами онлайн-обучения
Чтобы реализовать многие форматы, нужен большой бюджет. Так, для записи качественного видео потребуется студия, профессиональная камера, выставленный свет, услуги видеооператора. Однако добиться отличного результата можно и с минимальным бюджетом.
Вот 9 сервисов, которые можно использовать для создания разных форматов онлайн-уроков:
- Zoom — программа для организации онлайн-конференций. С её помощью можно делать видео с экспертом и скринкасты.
- Desygner — сервис для создания несложной анимации, презентаций.
- Объясняшки для iPad — сервис для скрайбинга, или создания объясняющих иллюстрированных роликов.
- Prezi — программа для сбора презентаций.
- Tilda — с помощью этого конструктора сайтов можно верстать лонгриды.
- Vengage — сервис для создания инфографики.
- 4study — конструктор чатботов.
- Learning.apps — сайт для создания тренажёров. < i class='stk-reset stk-list-item' data-ce-tag='list-item'>Speaker — подкасты.
Как лучше работать с форматами
При создании курса важно помнить, что среди студентов бывают:
- те, кто больше любит воспринимать информацию визуально, им хорошо подойдут слайды и видео,
- те, кто больше любит воспринимать информацию на слух, они оценят подкасты и видео,
- те, кто больше любит воспринимать информацию через прикосновения, им нужен материал для распечатки,
- те, кто любит графики, схемы и карты.
Есть несколько вариантов, как использовать эту информацию и что делать, если на курсе собрались студенты разных модальностей:
- Самое простое — создавать контент для преобладающей модальности. Скорее всего, это будет видео.
- Выстраивать индивидуальные образовательные траектории, чтобы студент сам выбирал, как ему удобно учиться.
- Дублировать информацию в разных форматах. Можно сделать аудиодорожку для вебинара, чтобы студент слушал её во время прогулки, или конспект записи с основной информацией для тех, у кого нет времени на просмотр ролика. Ваш курс станет интереснее, а студенты — счастливее 🙂
Читать также
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Оксана Зоркина
Оксана ведет познавательный и мотивирующий блог про обучение и онлайн-курсы по различным направлениям.
Обсуждения
-
Как избежать ошибок при анализе ЦА онлайн-школы
15 февраля 2023
В предыдущей статье мы разобрали, как провести анализ целевой аудитории для курса. Если еще не читали, то рекомендую сначала перейти и ознакомиться → «Анализ целевой аудитории курса». Продолжим тему... -
15 февраля 2023
5 лучших курсов, книг и тренингов для похудения -
15 февраля 2023
Как выбрать курс и учиться в удовольствие -
15 февраля 2023
«Тихий убийца» -
15 февраля 2023
Возраст — не помеха для учебы -
15 февраля 2023
Как научиться копить -
15 февраля 2023
Реально ли защититься от Складчины?